kds » 16 окт 2009, 00:45
В своей практике я нередко сталкивалась с тем, что «специалисты», подбирающие цвет, точно знают, почему у маляра не получается «правильно» покрасить. Апогеем такого самомнения для меня стала ситуация, когда лаборатория подбора выдавала краску владельцу автомобиля, выкраска цвета которой была, мягко говоря, далека от совершенства по зерну и цвету. Растерявшийся клиент попытался сделать замечание о несоответствии цвета, на что колорист пообещал написать маляру инструкцию «как утопить зерно и сделать краску темнее».
Вопрос: если колорист знал, как сделать выкраску правильно, спрятав зерно, почему не сделал этого сам?
Мы часто требуем от маляров знания и соблюдения технологии покраски и при этом позволяем себе небольшое отступление от этих самых технологий или, что еще хуже, просто их не знаем, поэтому заполним пробелы.
Прежде всего, поговорим об оборудовании: рассмотрим основную классификацию пистолетов, используемых для авторемонта, их преимущества и недостатки.
Давать универсальные советы по одной конкретной модели пистолетов, с моей стороны, было бы некорректно – это все равно, что навязывать свой вкус относительно любимых пирожных. Поэтому я расскажу об особенностях окрасочных систем авторемонтной отрасли, относительно лабораторий подбора, и каждый желающий выберет то, что ему по душе.
При пневматическом нанесении лакокрасочный материал расщепляется потоком сжатого воздуха, проходящего через окрасочный пистолет под большим давлением и с высокой скоростью.
Как раз величина давления и определяет тип окрасочного оборудования, а производительность компрессора, подающего воздух, зависит уже от потребности пневматического пистолета. Маломощный, неправильно подобранный компрессор может стать первым шагом к серьезным недочетам при подборе цвета.
Сегодня ассортимент пневматических пистолетов, используемых в авторемонтной окраске, достаточен, чтобы каждый мог определиться с выбором: пистолеты конвенционального распыления (высокое давление сжатого воздуха); система пистолетов HVLP (низкое давление); и так называемая оптимизированная система – RP (среднее давление).
Довольно долгое время пневматические окрасочные пистолеты для авторемонтной отрасли были представлены только конвенциональными пистолетами высокого давления (так называемая «прямая система»). Они работали при входном давлении в 3-4 бара и, примерно, при том же давлении распыления на воздушной головке. Для их продуктивной и стабильной работы требуются маломощные компрессоры примерно 300 l/min. Для владельцев лаборатории подбора показатели более чем положительные – большой плюс такой системы в дешевизне и экономии электроэнергии. Для колориста – в хорошем качестве распыления и однородности окрасочного факела.
Однако для маляров такие пистолеты не очень хороши в покраске: большой расход материала и нежелательный опыл сопрягающих деталей. Кроме того, большой уровень туманообразования и, как следствие, нежелательный выброс в атмосферу, не оставили экологов равнодушными. Как следствие – ужесточение экологического законодательства в Европе.
Поэтому, следующим совершенствованием для авторемонтников стали пистолеты системы HVLP (High Volume Low Pressure – высокий объем, низкое давление) с низким уровнем туманообразования. Мощность компрессора увеличилась в среднем до 400-500 l/min, но при этом давление на входе уменьшилось приблизительно до 2 бар (0,7 бар на воздушной головке), что значительно увеличило объем материала, переносимого на поверхность, и позволило сократить количество автоэмали при покраске практически вдвое.
Производители пистолетов в первую очередь рекомендуют пистолеты системы HVLP для покраски качеством «металлик» и «перламутр», что, в связи с возросшей популярностью последних, очень актуально.
Что ни говори, а плюсов у такой системы гораздо больше, чем минусов и потому она быстро стала популярна и среди владельцев лабораторий подбора цвета автоэмали.
HVLP пистолеты пришли на замену конвенциональной системы. Существенную проблему в виде пистолетов низкого давления получили те лаборатории, у которых при покупке новых краскопультов производительность компрессоров осталась та же - примерно 250 l/min (данные, указанные в тех. паспорте), а этого, как мы выяснили, очень мало для продуктивной работы пистолетов на низком давлении. В результате несоответствия количества потребляемого и количества подаваемого воздуха размер расщепленных частичек становится больше, что приводит к отвратительному качеству распыления и к возникновению нежелательной и неконтролируемой шагрени.
Компромиссом цены и качества стали пистолеты, предназначенные для распыления при среднем давлении сжатого воздуха - технология RP (от англ. Reduced Pressure - сниженное давление). В данном случае производителям не удалось договориться о едином названии пистолетов данного класса, поэтому в технической литературе помимо указанной аббревиатуры RP встречаются еще обозначения LVLP (от англ. Low Volume Low Pressure - низкий объем, низкое давление) и Trans-Tech (от англ. Transfer Technology - технология переноса).
По сравнению с HVLP системой для работы RP пистолетов требуется меньше сжатого воздуха (на воздушной головке порядка 0,7 – 1,2 бара, на входе в пистолет – порядка 1,6 – 2 бара). Прежде всего это позволяет снизить затраты на покупку компрессора и приобрести компрессор с относительно небольшой производительностью воздуха. Кроме того, модифицированная технология высокого давления, сочетает в себе великолепную скорость окраски, характерную для пистолетов высокого давления, и высокую экономичность пистолетов низкого давления, что позволяет получить тончайшее распыление и равномерное финишное покрытие. Такие пистолеты подходят для нанесения всех видов лакокрасочных материалов.
И, наконец, миниатюрные окрасочные пистолеты, предназначенные для точечного ремонта и художественных работ и ставшие «своими» на многих лабораториях подбора благодаря своему небольшому размеру и весу.
Однако, не стоит забывать о технологии. Каждый производитель лакокрасочных материалов четко оговаривает, какая дюза, для какого материала, и какого вида выполняемых работ подходит. На примере лакокрасочной системы Mobihel: для нанесения базы нужно применять дюзы 1,3-1,4мм. Для лака можно использовать 1,4мм и даже 1,5мм.
У дешевых, миниатюрных пистолетов, представленных в большом количестве на авторынках, размер дюзы, как правило, от 0,5 мм до 1,1 мм , что явно противоречит заданным параметрам по технологии. У ряда солидных производителей лакокрасочного оборудования (De Beer, SATA) есть пистолеты, специально рассчитанные для лабораторий и с нужным диаметром. Для колористов такое оборудование было бы оптимальным вариантом, если позволяют возможности.
Что касается неправильного обращения с оборудованием, то это отдельная тема, достойная самостоятельной статьи, поскольку спектр ошибок, при работе с пистолетами, весьма широк.
При правильной регулировке и настройке пистолета распыляемый факел оставляет на окрашиваемой поверхности ровный, без каких-либо изъянов и геометрических смещений след, похожий по внешнему виду на вытянутый овал или прямоугольник, с сильно закругленными краями. Его боковые стороны будут ровными, а лакокрасочное покрытие равномерно распределится по всей его площади.
Слишком большое расширение факела внизу или вверху чаще всего вызывает засорение воздушной головки, дюзы или воздушных каналов. По этим же причинам может происходить и смещение распыляемого материала вправо или влево от факела и его неравномерное наложение на окрашиваемую поверхность. Сильное сужение факела в центре – может возникнуть из-за недостаточной подачи материала или неправильно выбранного (слишком высокого) давления воздуха. Большая вязкость материала, либо неправильное, слишком маленькое давление или же чересчур большая подача краски приводит к тому, что краска бьет пятном в центре.
Некоторые причины неправильного распыления могут зависеть и от механического повреждения пистолета. В таком случае, возможно, потребуется сменный набор. Такие наборы, за редкими исключениями, оговариваемые производителем, укомплектованы дюзой, воздушной головкой и иглой. Сменные комплекты есть для всех основных типов окрасочных пистолетов.
Если говорить о количестве пистолетов для одной лаборатории, то идеальным вариантом является наличие трех пистолетов, для различного качества лакокрасочных покрытий (база «металлик», «перламутр»; акриловые цвета, лак). Опытные колористы уже знают, насколько трудно промыть пистолет после базы с «зерном» если хочешь работать с сольным цветом, а пистолет для лака оправдывает себя, если количество заказов цвета «под лак» больше трех.
Элементарная профилактика и просто аккуратное обращение с пистолетами помогут избежать ошибок и продлить срок службы недешевого оборудования.
При каждой смене цвета необходимо основательно промывать пистолет с помощью кисточки, прилагающейся к пистолету и растворителя, применяемого для используемого материала. По окончании работы ни в коем случае не оставляйте краску или лак в бачке. Не допускайте засыхания ЛКМ на частях инструмента. Не помещайте пистолет в растворитель полностью. Не используйте посторонние предметы для очистки, так как малейшие повреждения могут существенно повлиять на дальнейшее качество работы пистолета.
Т-4 чистый пассажир.ААВ 2,4Д. 94г.в.
Скайп dronho1