Приоратский дворец – необычный памятник. Он не так ярок, как знаменитые дворцы пригородов Петербурга, а история его существования не изобилует запоминающимися событиями.
Резиденцией Мальтийского Ордена он оставался не более десяти лет. На протяжении всего XIX столетия Приорат вел спокойную жизнь запасного дворца и изредка принимал в своих стенах августейших владельцев. В годы советской власти он служил нуждам ленинградских рабочих, проводивших в нем летние месяцы отдыха, и гатчинским детям, приходившим в него на заняти в Дом Пионеров и на экспозицию Краеведческого музея.
Необычность и привлекательность Приората кроются в таланте настоящего мастера, сумевшего найти оригинальное решение облика сооружения и его размещения в окружающем пейзаже.
История возникновения Приоратского дворца тесно связана с историей России конца XVIII века. К 1797 году сложилась благоприятная ситуация для сближения России с Мальтийским Орденом. Под ударом французской революции это рыцарское объединение, возникшее еще в XII веке, потеряло большую часть своих европейских землевладений. За помощью Орден обратился к российскому императору Павлу I, только что вступившему на престол. Это была удачная возможность для распространения влияния России на Востоке, так как в Средиземном море появлялся выгодный союзник, а сам остров Мальта мог служить военно-морской базой. Орден также мог стать оплотом для борьбы с революционными идеями, распространявшимися в Европе.
В январе 1797 года Павел подписал Конвенцию, согласно которой на польских землях, незадолго до этого присоединенных к России, создавалось католическое Великое Приорство Российское Мальтийского Ордена, то есть землевладение, доход от которого шел в орденскую казну. Для размещения администрации приорства в собственность Ордену передали бывший Воронцовский дворец в Петербурге. Тогда же было решено построить в Гатчине загородный дворец для мальтийцев – Приорат.
Само наименование Приорат – это трансформировавшееся в русском языке слово «приорство» (фр. prieure): так в Западной Европе издавна называли небольшие монастыри и монастырские землевладения.
* * *
Автором Приората стал Николай Александрович Львов, вошедший в историю русского искусства не только как архитектор. Львов проявил себя как популяризатор народной музыки, тогда еще почти неизвестной. В кругу друзей его знали как поэта, драматурга и рисовальщика, а также как человека, интересовавшегося различными техническими новшествами.
Исходя из задания, Львов возвел целый архитектурный комплекс, расположенный на насыпной террасе и напоминающий монастырь, чьи высокие вальмовые (четырехскатные) крыши, башня со шпилем и одноэтажная пристройка с готическими окнами (Капелла) создают впечатление, католической старины.
Рядом с главным зданием находится одноэтажная кухня. Со стороны Капеллы устроен миниатюрный садик, который когда-то украшали две мраморные статуи Юпитера и Цереры, аллегорически связанные с личностью самого императора (Юпитер символизировал верховную власть, Церера – изобилие). Во внутренний двор ведут ворота, расположенные между двумя караульными будками.
Технология землебита
Строительство Приората имело для Львова огромное значение. Он хотел доказать возможность возведения крупных архитектурных сооружений по технологии землебита, в России практически неизвестной. Ее преимущества заключались в дешевизне и простоте использования, ибо строительный материал – суглинок – был под ногами. Землю набивали в специальные «станки»-опалубки и прессовали. Хорошо просеянный, освобожденный от растительных примесей (корешков, стеблей растений), слегка увлажненный материал, если он успевал просохнуть, засыпали слоем около десяти сантиметров и утрамбовывали до толщины шести сантиметров. Далее засыпали следующий слой, трамбовали и так слой за слоем до карниза. Для связки между слоями использовали известковый раствор.
Высота зданий, построенных из землебита, не должна была превышать два этажа, а стены для большей устойчивости могли быть устроены наподобие контрфорсов, то есть слегка расширяться книзу (в Приорате стены под карнизом на 13 см тоньше стен над цоколем).
Описание вышеуказанной технологии было опубликовано в 1790 году в Париже французским архитектором Франсуа Куантеро. Спустя несколько лет книгу перевели на русский язык. Некоторые просвещенные дворяне опробовали новый материал в своих усадьбах, но широкого применения в России он не получил. Только Львов, освоивший землебит у себя в тверском имении Никольское, раскрыл его преимущества. Достоинством этого нового строительного материала Львов считал его пожаробезопасность. К тому же, повсеместное внедрение землебита привело бы, по мнению Львова, к сохранению леса, что расширило бы возможности традиционного российского строительства.